Ливийская оппозиция создает образование без Каддафи
На востоке страны школы были закрыты с самого начала восстания. Но теперь некоторые из них открываются, чтобы создать ощущение нормальной жизни. Это непросто, потому что учителя разъехались, а родители держатся настороже. Оставшихся учителей надо переучивать, чтобы они поощряли свободу мысли и не применяли телесных наказаний. «Создается совершенно новый общественный институт. Мы начинаем с нуля – даже ниже, чем с нуля», – говорит Ханаль эль-Галлаль, куратор по вопросам образования в местном совете на базе повстанцев в Бенгази.
Как учить в школах, где учебники истории не упоминают о революциях, в учебниках географии мало карт, а дети приучены подчиняться власти?
Ливийским повстанцам придется ответить на эти и многие другие вопросы, если они собираются открыть школы в удерживаемом ими Бенгази, где раньше большая часть учебного курса была посвящена прославлению мудрости правителя – полковника Муаммара Каддафи.
Повстанцы говорят, что до февральского восстания еженедельные уроки «Mushtama» и « Fikr-al-Jamahiri», основанные на доктрине Каддафи, были обязательными, а идеями диктатора было проникнуто все – от книг по истории до учебников арабского языка.
Дети заучивали отрывки из «Зеленой книги» Каддафи, которая, как известно, содержит строчки вроде: «У женщин бывают месячные каждый месяц, тогда как у мужчин, потому что они мужчины, месячных не бывает», или размышляли над вопросами типа «Почему революция Каддафи в 1969 году была успешной?». Правильный ответ, как учили школьников, состоял из четырех пунктов, и первым был такой: «Потом что революция планировалась втайне».
«Очень стыдно, что тебе приходилось заучивать и повторять все это, как будто ты и правда в это веришь», – говорит Брайка Тахруми, врач, которой было приказано пройти заново второй курс института после того, как она сдала экзамены по всем медицинским предметам, но провалилась на Fikr-Al-Jamihiri.
Этих предметов в заново открытых школах больше не будет, но представители повстанцев говорят, что еще многое предстоит пересмотреть.
«Моему сыну в четвертом классе на уроках истории рассказывали про каменный век», – говорит Ханаль эль-Галлаль, которая курирует вопросы образования в местном совете на базе повстанцев в Бенгази.
«История совершенно искажена. Спросите ливийцев об исторических событиях – они ничего не знают. Они не знают о Первой Мировой войне, о Второй Мировой, о Французской революции. Он (Каддафи) боялся, что изучение истории научит людей бороться за свои права».
Математику и естественные науки пока можно преподавать по старым учебникам, но большинство других предметов требуют тщательного пересмотра, говорит она.
http://www.libyafeb17.com/2011/05/libyan-opposition-remake-schools-for-gaddafi-free-thought/
Перевод — Друзья Ливии